Перспективы развития природоохранного законодательства в 2018 году
Год Экологии в России закончился, с 1 января 2018 года в силу вступило множество поправок в природоохранное законодательство, но активная деятельность государства по охране окружающей среды на этом, безусловно, не прерывается.
Год Экологии в России закончился, с 1 января 2018 года в силу вступило множество поправок в природоохранное законодательство, но активная деятельность государства по охране окружающей среды на этом, безусловно, не прерывается. Последние документы 2017 года, касающиеся этой тематики, были подписаны в самом конце декабря. В новом году планируется продолжать действовать в уже намеченных направлениях, с одной стороны, ужесточая экологический надзор, с другой, пытаясь убрать из него лишние и обременительные для бизнеса процедуры. Удастся ли ведомствам одновременно реализовать оба намерения? Покажет время.
Каких еще нововведений следует ожидать в 2018 году, помимо обновления в законодательстве?
- 1.Развитие интернет-технологий, перевода все большего количества информации в электронную среду. С 2016 года существует и успешно используется предприятиями личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора. Здесь можно формировать некоторые виды экологических отчетов и заявок, направлять их в соответствующие ведомства, рассчитывать экологические сборы. В 2018 году функционал кабинет будет расширен, добавятся новые услуги, которые можно будет заказать дистанционно.
- 2.Утверждение риск-ориентированного подхода как единственно эффективного в сфере экологического надзора. Профилактика, а не наказание за уже совершенные экологические нарушения должна иметь первостепенное значение. Сам метод опробовали в прошедшем году, теперь остается отработать на практике и скорректировать принятые критерии.
- 3.Максимальная открытость и общедоступность информации об экологической деятельности предприятий: некоторые новшества (опубликование в открытом виде плана и результатов проверок, введение чек-листов со стандартными вопросами и т. д.) уже работают.
- 4.Привлечение общественности к экологическому контролю путем внедрения и продвижения ФГИС «Наша природа», где сообщить о выявленном нарушении в Минприроды может каждый желающий.
- 5.Снижение количества объектов, попадающих под экологический надзор и государственную экологическую экспертизу и уменьшение количества плановых проверок как метод борьбы с коррупцией и серьезным финансовым бременем для предприятий.
- 6.Стремление к сокращению выбросов, сбросов и отходов, в том числе за счет ужесточения норм для предприятий и требования в модернизации очистного оборудования.
Ээти меры должны улучшить правовое регулирование в сфере экологии и облегчить нагрузку на хозяйствующие субъекты. На международном уровне все они демонстрируют желание России соответствовать европейским нормам и ратифицировать наконец Орхусскую конвенцию ЕЭК ООН, которую подписали в Дании еще в 1998 году, а ее участниками являются уже 48 стран Европы и бывшего СССР.
Специалистам по разработке экологической документации в новом году работы будет более чем достаточно, ведь при такой активной законотворческой деятельности придется действовать не по проверенным шаблонам, но следить за малейшими изменениями в требованиях к составу, оформлению, срокам подачи документов и т.д. «ЭкоЭксперт» уже готов к активной и плодотворной работе в интересах своих клиентов – новогодние каникулы закончились!