Уже более 10 лет мы оформляем документы на отходы по всей России: паспорта на опасные отходы, получение заключений на обоснования классов, регистрация в Росприроднадзоре.
Деятельность в сфере отходов в течение последних лет регламентируется очень строго. Заказать паспорта и работать в рамках законодательства намного проще и выгоднее, чем пытаться скрыть их отсутствие и рисковать получить при проверке штраф по статье 8.2 КоАП: на 100-250 тысяч рублей (возможен и запрет на работу до 90 суток) для организации или предпринимателя, на 10-20 тысяч рублей для должностного лица.
Требование иметь паспорта на опасные отходы позволяет следить (внутри организации, но прежде всего со стороны проверяющих ведомств) за всей цепочкой обращения с мусором, имеющим доказанный потенциальный вред (негативное влияние на окружающую среду и человека). Государству такой контроль необходим в целях сохранения экологического баланса и ограничения деятельности недобросовестных предпринимателей, поэтому за документацией по отходам всегда ведется строгий надзор.
На какие отходы нужны паспорта
Отходы V класса считаются неопасными и для них изготовление паспортов отходов не требуется. Для всех остальных классов паспорта нужны. Собственник отходов V класса должен иметь доказательства их «неопасной» классификации (например, протоколы обследования или описания, в точности подходящие под ФККО) с указанием состава, происхождения, состояния отходов и факта выполнения критериев из приказа Минприроды № 511 от 15 июня 2001 года.
Исключение по паспортизации отходов: мусор образуется у арендаторов офисного здания, а сбор и утилизацию по договору они поручили собственнику здания или другому подрядчику. Тогда, согласно условиям договора, заказать паспорта отходов может подрядчик, а не организация, их производящая.
Нужны ли паспорта на офисные отходы
Офисные отходы чаще всего попадают в V категорию и считаются неопасными, поэтому документацию на них не оформляют. Но для того, чтобы не получить штраф Росприроднадзора в случае неожиданной проверки, необходимо учитывать две важнейших детали:
- 1. Наличие подтверждений об образовании отходов исключительно V класса.
- 2. Указание в договоре с подрядчиком на вывоз мусора информации о том, что он берет на себя ответственность за все стадии обращения с отходами, включая накопление.
Первый пункт подразумевает правильную классификацию отходов по ФККО. Для офиса есть два «обобщающих» кода: 73310001724 (несортированный) и 73310002725 (практически неопасный). В первом случае, при отсутствии сортировки, паспорт нужен.
Помимо безвредных картона, бумаги и банановой кожуры в офисные корзины попадают картриджи от оргтехники, лампы и батарейки. Это очень опасные отходы. Даже привычные пластиковые стаканчики или ручки в несортированной куче превращают весь объем мусора в «малоопасный» IV класс. Если их обнаружит проверка, то V класс подтвердить никак не получится – зафиксируют нарушение законодательства.
Второй пункт фактически определяет, кто обращается с отходами офиса, отвечает за составление отчетности и согласование паспортов отходов. Если не организация-арендатор офиса, а подрядчик – это должно быть указано в договоре.
Фактически, жизнедеятельность любого офиса не ограничивается отходами только V класса, а значит нужно разбираться в классификации и правилах изготовления паспортов отходов во избежание крупного штрафа.
Алгоритм паспортизации опасных отходов
Паспортизация проходит в несколько шагов:
Классификация. Для того, чтобы определить классы (степень НВОС) отходов, можно использовать ФККО, но только убедившись, что исследуемый вид по всем параметрам совпадает с образцами из классификатора. Такой способ оптимален, если в организации образуются отходы, а паспорта оформлялись на аналогичные, но еще до 2014 года, когда начало действовать Постановление № 712-ПП РФ с новыми правилами паспортизации.
При отсутствии старых паспортов на аналоги придется проводить полноценную проверку: анализы проб, биотестирование, расчеты.
Факт правильной классификации устанавливает территориальный орган Росприроднадзора после проверки документов.
Составление паспортов опасных отходов по форме № 712-ПП РФ от 16 августа 2013 года. В паспорт вписывают:
- коды и названия;
- условия образования (процессы, приведшие к их появлению);
- форму и состояние;
- классы опасности по НВОС;
- данные ИП или организации-собственника (заявителя), включая ОКПО и ОКВЭД.
Заявки в Росприроднадзор, ожидание заключения по материалам обоснований.
Отправка утвержденных паспортов в Росприроднадзор в уведомительном порядке.
Схематично этот процесс выглядит так:
Всего исследовалось |
8 отходов |
3 отхода |
I–IV классов
|
V класса
|
Классифицировали, готовили документы 14 дней.
Передали в Росприроднадзор за 1 день.
Росприроднадзор параллельно с ФБУ «ФЦАО» вынесли решение за 5,5 мес.
Забрали заключение, готовые паспорта сдали в Росприроднадзор за 3 дня.
Заявление с отметкой о регистрации приема подтверждает, что оформление паспортов завершено. Для неопасных отходов у заказчика остаются материалы, доказывающие их принадлежность к V классу.
Паспорта отходов в Московской области
Разработка и согласование паспортов отходов проводятся по единым федеральным нормативам. От региона зависит только территориальный орган Росприроднадзора, который рассматривает документы. Электронная подача документов через «Кабинет природопользователя» существенно упрощает процесс.
Паспорта отходов в Московской области компания «ЭкоЭксперт» разрабатывает уже более 10 лет. Мы знаем все тонкости законодательства и берем на себя ответственность за процедуру: от отбора проб до получения согласованных документов. Несмотря на повсеместное использование электронных платформ для документооборота, некоторые этапы разработки паспорта выполняются с выездом на объект. Прежде всего, для отбора проб и биотестирования. Благодаря удобному расположению собственной лаборатории, анализ образцов и оформление паспортов отходов в Московской области выполняется в течение 3-5 дней.
Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами, ценами и стоимостью работ по паспортизации в соответствующих разделах сайта.
Законодательные акты и нормативные документы
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности».
- Приказ Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
- Письмо Минприроды от 17 марта 2014 года № 05-12-44/5164 «Разъяснения по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после вступления в силу с 1 августа 2014 года постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712».
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».
- Федеральный классификационный каталог отходов.
- Приказ Росприроднадзора от 09 марта 2016 года №123 «Об организации работы по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности».
- Распоряжение Минприроды от 05 декабря 2014 года № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности».
- Приказ Росприроднадзора от 07 ноября 2014 года № 701 «О вводе в эксплуатацию электронного сервиса государственной информационной системы «ПТК ГОСКОНТРОЛЬ» – Модуль «Государственный кадастр отходов».
- Приказ Минприроды от 25 декабря 2014 года № 845 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 07 ноября 2014 года № 701».
- Приказ Минприроды России от 04 декабря 2014 года № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
- Закон города Москвы № 68 от 30 ноября 2005 года «Об отходах производства и потребления в городе Москве».