Этапы проведения ОВОС
ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду.
Основным нормативным документом, которым специалисты руководствуются при разработке проекта ОВОС, является Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года № 372.
Согласно Положению, оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Проект ОВОС, разрабатываемый специалистами-экологами, является неотъемлемой частью проектной документации для каждого объекта, строящегося на землях ООПТ (особо охраняемых природных территорий), а также требуется для получения разрешения на строительство как доказательство того, что эксплуатация нового объекта вреда окружающей среде не принесет. Подготовка проекта по оценке воздействия для конкретного объекта включает несколько этапов и занимает, в среднем, около месяца.
Этапы ОВОС (согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года № 372.)
- 1. На первом этапе составляется уведомление, техническое задание на проведение ОВОС и проводится предварительная оценка.
- 1.1. Заказчику необходимо подготовить и передать в органы власти, отвечающие за хозяйственную деятельность и выдачу землеотвода на соответствующей территории, обосновывающую документацию, содержащую максимум предварительной информации об объекте.
Уведомление о намерениях должно содержать максимум предварительной информации об объекте:- виды предполагаемой деятельности;
- концепцию организация предприятия, размещения его на земельном участке;
- необходимость строительства именно в данном районе/регионе;
- предложение альтернативных вариантов, если такие имеются.
- 1.2. Один из важнейших экологических аспектов документа: убедить заинтересованные стороны и общественность, что объект безопасен, его эксплуатация не нанесет вреда окружающей среде, будут приняты все возможные меры для предотвращения загрязнения, минимизации выбросов и т. д. Поэтому на первом этапе необходимо информировать общественность о намечаемой деятельности. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов является неотъемлемой частью ОВОС и организуется органами местного самоуправления или другими соответствующими органами государственной власти при участии заказчика. Информация доносится до общественности через СМИ либо другие источники информации.
- 1.3. На первом этапе проводится предварительная оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности. На основании предварительных материалов составляется техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду, которое является неотъемлемой частью материалов.
- 2. На втором этапе готовится ЗВОС – заявление о воздействии на окружающую среду. Оно составляется в конце данного этапа работы на основании проекта ЗВОС. Для разработки проекта исполнителю потребуется собрать и проанализировать следующую информацию:
- описание состояния окружающей среды с учетом биологических, климатических, геологических, гидрогеологических, геоморфологических, почвенных и других факторов (данные получают из литературных источников, фондов учреждений и т. д.); для небольших по площади и объему воздействия объектов этот раздел может быть заменен краткой физико-географической характеристикой;
- нормативные акты, относящиеся к использованию для выбранного вида хозяйственной деятельности: все новейшие акты, распоряжения, постановления, инструкции, которые могут ограничивать природопользование;
- воздействие объекта и всех альтернативных решений в его составе на окружающую среду с рассмотрением по отдельности: источников воздействия (зданий, объектов, технологий), их видов (выбросы в атмосферу, водные стоки, тепло, шум, излучение и прочее), параметров (характер прямой или косвенный, продолжительность, интенсивность, классификация опасности).
С учетом всех собранных данных дается экспертная оценка и прогноз воздействия объекта на окружающую среду. Затем формируется перечень экологических условий, ограничивающих его функционирование. Два последних документа согласовываются с Госкомэкологии. - 3. Третьим этапом ОВОС является проведение общественных слушаний. Регламент проведения процедуры, как и другие нормы ОВОС прописан в «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденном Госкомэкологии в 2000 году. Его дополняют и местные нормативные акты. Итоговым документом после проведения общественных слушаний является протокол, который в обязательном порядке прилагается к проекту ОВОС при передаче его на экспертизу. Существует вероятность того, что законность составления протокола будет подвергнута сомнению, если обнаружатся нарушения в регламенте проведения слушаний. Такая опасность особенно велика для крупных загрязняющих объектов, когда велика доля противников их строительства. Поэтому проведение данного этапа должно также жестко контролироваться специалистами-экологами со стороны организации-застройщика. Причем именно здесь особое значение будут иметь такие факторы как положительная репутация и профессионализм организации, составляющей проект ОВОС.
- 4. Четвертым этапом является подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Основанием для подготовки окончательного варианта являются результаты предварительных исследований, дополненные замечаниями, предложениями и информацией, поступившей от всех участников процесса. Окончательный вариант материалов ОВОС в составе другой обосновывающей документации предоставляется на государственную экологическую экспертизу. В некоторых случаях материалы также могут предоставляться на общественную экспертизу.
После прохождения всех этапов и сбора полного пакета документов для ОВОС проект передается в государственную экологическую экспертизу на согласование. Квалификация и опыт специалистов «ЭкоЭксперт» позволяют быстро и без затруднений пройти процессы как разработки, так и согласования проектов ОВОС на объекты любого масштаба.
Вы можете ознакомиться с нашими выполненными объектами и стоимостью работ по разработке проектов ОВОС.